Консультация для родителей
«Как развивать речь младших дошкольников?
Речь детей начинает
формироваться с первых моментов жизни. Для того чтобы речевое развитие
происходило гармонично и равномерно, родителям нужно стать активными
участниками этого процесса. Развитию речи малыша способствует ежедневная
совместная работа родителей и детей.
Успешное речевое
развитие маленьких детей зависит от некоторых условий:
• имеет
ли нормальное строение речевой аппарат
• насколько
активно малыш вовлечён в общение с родителями
• получает
ли развитие мелкая моторика рук ребёнка.
Формирование речи
ребёнка происходит, прежде всего, при наличии активного общения с ним. Имеет
значение, как именно вы объясняете малышу названия предметов, явлений и
действий; как ребёнок получает сведения о предметах.
Следует отметить, что не
все дети развиваются одинаково. У некоторых ребятишек отмечается некоторое
отставание в речи: они говорят нечётко, слова и отдельные звуки произносят
неверно. Дети частенько сокращают слова, пропускают и переставляют звуки и
слоги. Речь трёхлетних детей однотипна и проста. Однако уже в таком раннем
возрасте детишки проявляют интерес к словам.
Бывает так, что малышу уже и пришло время заговорить, а этого никак не происходит? Что делать?
Рекомендуем воспользоваться специальными приёмами для развития речи
и методами активизации речи:
1.«Говорю сам с собой». Когда Вы рядом с малышом, но заняты своими делами, говорите
вслух, что вы делаете. Это будет такое пассивное общение с малышом. Говорите не
спеша, но чётко, короткими фразами.
2.«Параллельный разговор». Теперь вы описываете
то, что делает ребёнок, что он видит и слышит, что может чувствовать, к чему
прикасаться. Так вы подсказываете малышу нужные слова.
3.«Я тебя не понимаю». Этот метод - провокация. Он заключается в том, что взрослый
игнорирует невнятные звуки ребёнка и не спешит на помощь. При угадывающейся
просьбе ребёнка достать ему игрушку, подайте ему не ту и уточните, какую
именно: кубик, машинку, мишку? Так вы будете побуждать его к речевой
активности.
4.«Расширяем». Всё
что скажет малыш, повторяйте и расширяйте. К примеру, малыш скажет «каша». Вы:
«Вкусная каша, сладкая. Бери ложку, кушай кашу». Отвечая малышу
распространёнными предложениями, детально описывая действия, повторяя, вы
создадите благодатную почву для овладения связной речью.
5.«Приговариваем». Народные песенки, потешки, пословицы
и поговорки доставляют малышам большую радость. Так младшие дошкольники
улавливают ритм речи, вслушиваются в звуки и слова, постепенно осознавая смысл
сказанного. Огромное количество устных народных произведений создано и для
развития двигательной активности детей, что непосредственно связано с речевым
развитием. Образность помогает запомнить слова и побудить к говорению.
6.«Музыкальные
игры». Активизировать
речь малыш можно, предложив ему участвовать в музыкальных играх, подпевать и
пританцовывать. Младшие дошкольники приходят в восторг от народных игр или
детских песенок, слова которых начинают повторять
Гуляем и разговариваем.
Развивать речь младших
дошкольников можно на прогулках. Такие «занятия» очень естественны, приносят
малышам множество впечатлений, способствуют познанию мира. Гуляя, малыш начнёт
задавать массу вопросов, многие их которых побуждают к мыслительному процессу,
требуют выражения эмоций и мыслей с помощью слов. Так ребёнок узнает новые
слова и понятия, которые скоро станут обязательными в его повседневной речи. Не
бойтесь, что ребенок вас не поймёт. В эти ценные моменты общения малыш слушает
и учится воспринимать родную речь.
Итак, как же развивать
речь ребенка во время прогулки?
Например: На детской
площадке. Песочек в песочнице желтенький, светленький, беленький или грязный.
Старайтесь разнообразить свою речь, употребляя синонимы: мокрый песок можно
назвать влажным, сырым; приучайте ребенка сравнивать и анализировать: утром
песок был влажным от росы (после дождя), а днем высох под ярким солнышком.
Разглядывая песочек вместе с ребёнком, обращайте внимание на то, что сухой
песочек сыплется, а из влажного лучше куличики получаются, потому что он
"склеивается" водичкой. Играя в песочнице, насыпая песок совочком в
ведерко или в формочку, нагружая игрушечный самосвал, прокладывая дорогу в
песочном бездорожье, малыш время от времени должен слышать то, как мама
называет эти предметы, объясняет ему, что она сама делает, когда помогает в
создании куличиков.
Разглядывая вместе с
малышом деревья, травку и цветочки, мы не только учим его внимательно
относиться к окружающему миру, но и развиваем его связную речь. Предлагая ребенку
рассматривать разные листочки (клена, березы, осины), мама неторопливо
рассказывает ему о том, чем они отличаются.
Комментариев нет:
Отправить комментарий